Как вырваться из рутины и начать мыслить творчески

Как вырваться из рутины и начать мыслить творчески

Нейропсихолог Эстанислао Бахрах в книге «Гибкий ум» объясняет, откуда берутся креативные идеи, и приводит примеры методик, с помощью которых можно стать более творческим человеком.

Как мы изобретаем новое Идея о том, что человек с возрастом теряет способность к обучению и созданию нового, безнадёжно устарела. Мозг может учиться и меняться в течение всей жизни. Эта способность называется нейропластичностью. Нервная система устроена так, что открытие чего-то нового стимулирует центры удовольствия, вот почему мы любим путешествовать, пробовать новые блюда, примерять новые образы во время шопинга. Вместе с тем большая часть нашей энергии сохраняется, когда мы находимся в состоянии покоя. Именно поэтому нам так приятны встречи с друзьями, неспешные прогулки в парке, спокойный просмотр фильма. Все знают теорию о правом и левом полушарии мозга, в соответствии с которой правая сторона отвечает за рациональность, а левая — за творческое начало. Эрик Кандель предложил новую модель устройства мозга — умную память, за что получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2000 году. По Канделю логика и интуиция работают одновременно в различных комбинациях. Все события в жизни человека регистрируются в той или иной части мозга. Наша память напоминает шкаф с множеством ящиков, которые открываются и закрываются случайным образом, а воспоминания в них перемешиваются. Это даёт толчок к появлению новых идей. Концептуальное смешение — одна из форм творческого мышления, когда человек находит ассоциации между, казалось бы, совершенно разными темами. Связывая разные понятия, древние люди научились добывать огонь, создали первые инструменты, начали заниматься искусством. Гениальность Леонардо да Винчи в том, что он смешивал в своих проектах уже известные ему понятия и постоянно наблюдал. Чтобы научиться видеть связи между разными понятиями, воспользуйтесь техникой Эдварда де Боно. Выберите наугад четыре слова. Придумайте критерий, по которому одно из них станет лишним. Например, возьмите слова «собака», «облако», «вода», «дверь». По первому критерию они могут быть связаны так: собака, вода и дверь могут находиться в доме, облако — нет. По второму критерию слова «собака», «вода», «облако» объединены буквой «о». Почему с возрастом мы перестаём творить спонтанно Взрослый человек во многом живёт на автопилоте и принимает большинство решений, исходя из своего опыта, известных ему данных и культурных особенностей. Дети же творят интуитивно, они не боятся экспериментировать с предметами и формами. Каждый ребёнок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Мы можем стать более творческими, если почувствуем себя детьми. В ходе одного эксперимента студентов разделили на две группы. Первой группе сказали: «Представьте, что вам по семь лет и сегодня не надо идти в школу. Весь день можете делать всё, что хотите. Чем займётесь? Куда пойдёте?» Второй группе сказали: «Весь день можете делать всё, что хотите. Чем займётесь? Куда пойдёте?» Затем студентам предложили выполнить тесты на творческие способности, например придумать альтернативное применение шинам старой машины. Ребята из первой группы, которым напомнили об их детском опыте, оказались более творческими и сгенерировали в два раза больше идей, чем студенты из второй. Техники, которые помогут справиться с творческим ступором Забавные вопросы Если бы проблема была живым существом, кем бы она была? Подумайте, какое у неё прошлое и настоящее? Представьте, что вы съели проблему. Какая она на вкус? Есть ли в ней что-то красивое? А интересное? Представьте, что вы психотерапевт проблемы. Как думаете, в чём бы она призналась? Перевёрнутые убеждения Мы все рабы привычек и предубеждений. Выпишите на листок все предубеждения, связанные с текущей задачей, а затем попробуйте посмотреть на них с другой стороны. Как не упустить хорошую идею Идеи могут озарить вас в любой момент, но чаще всего они приходят, когда мы наиболее спокойны и расслаблены. У каждого есть такие ситуации, когда новые решения приходят как бы сами собой. Кто-то начинает креативить, когда ведёт машину, кого-то озаряет во время занятий спортом или медитации. Обязательно записывайте всё, что придёт в голову. Разбираться и анализировать будете потом. Нет ничего более вредного для творчества, чем критика. Другая опасность — когда в голову приходит хорошая идея, есть риск остановиться на ней и не придумать лучшую. Задайтесь целью придумывать определённое количество идей в день или неделю. Классифицируйте их и записывайте в блокнот или телефон. Что делать, если вы не знаете, как реализовать идею Доктор Биман из Северо-западного университета установил, что в 40% случаев мы решаем задачу творчески, остальные 60% приходятся на озарения. Всё новое рождается от небольшой искры вдохновения, которую легко погасить страхом от проблем, с которыми можно столкнуться при воплощении идеи. Как быть, если есть ощущение, что у идеи есть потенциал, но непонятно, как её реализовать? Переключитесь на что-то другое, займитесь чем-то интересным, а затем вернитесь к задаче. И речь идёт не о прокрастинации. Чем больше вы концентрируетесь на проблеме, тем становитесь тревожнее, а это мешает творчеству. Ваша задача — расслабиться и на какое-то время отпустить ситуацию. Если вы не можете сосредоточиться, выполните простое упражнение. Представьте, что ваше препятствие обрело форму в одном из надетых на вас предметов: шапке, свитере, ботинке. Снимите этот предмет, тогда вы почувствуете себя свободнее и спокойнее. Почему важно любопытство Клейтон Кристенсен, профессор Гарвардской школы бизнеса, в 2009 году опубликовал результаты своего исследования. В нём участвовали 3 000 топ-менеджеров и 500 предпринимателей, деятельность которых была связана с инновациями. Профессор Кристенсен выявил общие закономерности. Творческие люди чаще других используют концептуальное смешение. Они умеют ассоциировать понятия, на первый взгляд никак не связанные между собой, и экспериментируют в своих поисках, не боясь ошибиться, так как им важен не только результат, но и сам процесс. Они интересуются всем, что их окружает. Как развить любопытство Будьте открыты всему новому Постарайтесь сделать так, чтобы каждый день вы сталкивались с чем-то новым. Посещайте места, где вы никогда не были, пробуйте необычные блюда, путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Попробуйте удивить кого-то. Задавайте нетипичные вопросы или высказывайте мысли, которые раньше не осмеливались озвучить. Записывайте каждый день свои встречи или занятия. Через несколько недель вы найдёте закономерность и определитесь с темами, которые интересуют вас больше остальных. Обычно мы так погружены в ежедневные проблемы, что не замечаем или игнорируем то, что нам по-настоящему интересно. Задавайте вопросы Мы настолько привыкли полагаться на авторитеты, особенно на работе и учёбе, что принимаем за истину уже готовые решения. Чтобы по-новому взглянуть на обычные вещи и развить любознательность, начните сомневаться. Вопрос «Почему» помогает понять настоящее положение вещей. Почему большинство работает 40 часов в неделю? Почему продукт конкурентов популярнее? Вопрос «Что, если» помогает найти новые возможности. Что, если мы будем продавать не разовую услугу, а абонемент? Что, если мы откажется на какое-то время от собраний? Вопрос «Почему нет» помогает понять, какие ограничения стоят на вашем пути. Почему сотрудники нашей компании так не любят нововведения? Почему не предложить клиентам бесплатную мойку машины, если они покупают её у нас? Почему нужно побороть страх Страх был и остаётся очень важным для выживания чувством. Но нередко он тормозит творческий процесс. Поэтому мы можем промолчать на собрании и не высказать какую-то идею, решив остановиться на варианте, одобренном остальными. Мы боимся выделиться среди коллег или друзей. Может проявиться и другой страх — боязнь успеха. Мы сомневаемся в себе, своих силах, в том, что можем поддерживать заданную планку. Мы боимся, что нам не хватит знаний или умений, чтобы воплотить амбициозную идею в жизнь. В отношении творчества нас может останавливать страх неудач. Вспомните, когда в последний раз вы решили не рисковать и вновь пошли по известному пути. Почему вы так поступили? Последствия были реальными или мнимыми?